Мастер
Слог «Гу» означает «тьма», «неведение», слог «ру» означает «разрушение этой тьмы». Поскольку он разрушает тьму неведения ученика, его именуют Гуру.
«Адвайя Тарака Упанишада»
«Гуру — это Брахма, Гуру — это Вишну,
Гуру — это Господь, Великий Владыка.
Он — это корабль,
перевозящий по океану существования.
Учитель, который всегда невозмутим,
Является высшим условием реализации».
Свами Пурнананда, «Шри Таттва Чинтамани»
«Лишь знание, изречённое устами Гуру, ведет к Освобождению, все остальные практики не будут давать плодов, будут слабыми или будут создавать препятствия».
«Шива Самхита» (3.11)
Лишь Учитель есть само запредельное Бытие. Лишь Учитель есть Высшая Дхарма и Высшее Знание. Лишь Учитель есть Высшее Прибежище.
Лишь Учитель есть Высший Предел и Высшее Сокровище. Поскольку такой Учитель есть сама недвойственная Реальность, он превосходит все.
«Адвайя Тарака Упанишада»
Свами Вишну Дэв
Свами Вишну Дэв родился в 1967
году. В 9 лет он спонтанно интуитивно имел несколько раз переживание
Нирвикальпа-самадхи. После этого его жизнь полностью изменилась. В 15 лет он
начал заниматься йогой и восточной философией. Он стал искать учителей и
практиковать различные восточные учения и в начале 1987 года встречается со
своим коренным Гуру – Свами Брахманандой Махараджем – сиддхом, святым йогином из
штата Кашмир, последователем пути «анупайя» (не-метода), который произвел на
него глубокое впечатление. Свами Вишну Дэв становится его учеником. После этой
встречи он имел постоянные контакты со своим Учителем в медитациях, снах. В это
время он также интенсивно следует пути поклонения Кришне. На протяжении
последующих лет обучения он получает посвящения и инициации в различные садханы:
Бхакти-, Джняна-, Кундалини-, Раджа-йоги и Йога-Нидры, а также высшей Кашмирской
йоги – Адвайта-Лайи. Эти учения принадлежат к традиции Кашмирской
Адвайта-Веданты и практикам сиддха-йоги школы Пратьябхиджня (самоузнавания).
Некоторое время он вел программы в одном из Храмов ИССКОН, читая лекции по
Шримад Бхагаватам и Бхагават Гите. Кроме йогина Брахмананды он учился у Шри Гуру
Свами Майтреянанды и получил передачу учения ануттара-йога-тантры у известного
тибетского ламы. Около восьми лет он посвятил ревностному изучению различных
доступных текстов по йоге (Упанишады, Веды, Тантрические Упанишады, Индуистские,
Буддийские Тантры и Упадеши). В частности он изучал и сам пытался переводить и
писал комментарии на тексты Шанкарачарьи «Атма
Бодха», «Таттва Бодха», «Вивека Чудамани»,
«Апарокшанубхути», «Шри Рамана Гиту», «Авадхута Гиту», «Уддхава Гиту»,
«Куларнава Тантру», «Амрита Бинду Упанишаду», «Йога-Таттва Упанишада», «Ишавасья
Упанишаду», «Йога Кундалья Упанишаду», «Виджняна Бхайрава Тантру», «Маха Нирвана
Тантру». Из первоначальных Буддийских текстов он особенно подробно изучил:
«Ваджра Чхедика Праджня Парамита Сутра», «Шурангама Сутру», «Ратнакута сутру»,
«Сатипаттхана сутту» «Праджня Парамита Хридайя Сутру», «Вишуддхи Марга»,
«Вималакирти Нирдеша сутру». В последствии он изучал Буддийскую Тантру, где на
него большое впечатление оказала «Джняна Гухья Ратна Упадеша Тантра»,
«Гухьясамаджа Тантра» и текст Гуру Падмасамбхавы «Хрустальная Диадема
Безупречной Практики», а так же творчество Нацога Рандола, в частности его
Упадеши об учении «Великого Совершенства» и посмертных состояний Бардо. Из
китайского Дзен он особо почитает мастеров Банкея и его учение о Дзен
Нерожденного, Линь Цзы, Хакуина, Догена, Хуэй-нэна, как очень близкие состоянию
присутствия (сахаджа-стхитти), которому он учит. Занимаясь садханой в уединении,
он имел многочисленные видения божеств: Кришны, Вишну, Шивы, а так же Белой Тары
и Буддийских святых, в частности Манджушри Митры. В одном из видений Бог Шива
передал ему трезубец, а Манджушри Митра дал наставления (упадешу) о сущности
пребывания в естественном состоянии недвойственного ума вне дхарм и концепций.
Он так же получал шактипат-дикшу (передачу энергии) пробуждающую энергию
Кундалини и прямую передачу Учения о спонтанном самоузнавании изначальной
пустоты от других божеств и святых-сиддхов.
- В 1990 году Свами Вишну Дэв получает от своего гуру
инициацию духовного имени и в 1992 году инициацию саньяси. В результате
ежедневной интенсивной садханы, которую он практиковал более девяти лет (из
них два с половиной года в ритрите) он реализовал некоторые сиддхи: выделение
и проявление тонкого тела, ясновидение, о которых он распространяется очень
сдержанно, даже среди своих учеников. Кульминацией его садханы было
непрерывное поддержание глубокого безопорного осознавания без усилий
(сахаджа-стхити) около полутора лет и многочасовое Нирвикальпа-самадхи, после
которого его ложная личность – эго, полностью исчезло, и он заявил о себе как
о существе не имеющем биографии, родственников, пола, нации и любых
отождествлений, связанных с умом и телом.
- В 1993 году Свами Вишну Дэв записал наставления своего
Учителя в виде сжатого поэтического трактата – «Йога Садхана Хридайя Сутра», а
так же пишет несколько исследовательско-аналитических статей об общих корнях
адвайта-веданты, дзена, буддийской махамудры и различиях между ними. В тоже
время пишет короткие фундаментальные тексты: «Основы практики Сахаджа-Стхити»,
«Учение о семи бхаванах», «Анализ 35 отклонений от естественного состояния», в
которых излагается сущность учения Лайя-йоги и практики поддержания
присутствия. В результате интенсивной садханы (служения и практики) в сентябре
1994 года Свами Вишну Дэв переживает полное глубокое Просветление, называемое
в Джняна-йоге – Сахаджа-стхити или Сахаджа-самадхи. Свами Вишну Дэв пережив
полный опыт Просветления, прямо предавал первым ученикам свое состояние
безопорного пробужденного ума, вне сект, доктрин и концепций, настаивая, что
только когда будет отброшена любая связь с концептуальным мышлением, возможно
постичь состояние «Нираламбха манас» – безопорного ума и войти в
Нирвикальпа-самадхи. Отличительной чертой учения Гуру Свами Вишну Дева
является его несектарный универсалистский подход к Дхарме: «Чтобы достичь
просветления вы должны отбросить любые «измы», верования, философские системы,
стать подлинно свободным, открытым к сознанию недвойственности. Верования,
философия – это всего лишь ум, уводящий нас в иллюзии, познайте их пустоту...»
Несмотря на изложение различных доктрин и учений, которыми он владеет, его
самовыражение не интеллектуально, а скорее близко к поведению мастеров дзен.
- С 1995 года он открывает школу йоги «Гухья Самаджа» в
городе Симферополе, а с 1996 года первые его ученики принимают монашеские
обеты.
- В 1996 году в Симферополе начинает постоянно
действовать Ашрам (Монастырь) йоги, где обучаются и практикуют монахи и
мирские последователи Свами. Открываются первые ритрит-центры для прохождения
длительных практик в уединении. Монастырь йоги, является универсалистким,
внесектарным учебным заведением исповедующим философию Адвайты, где монахи
проходят обучение и подготовку, по следующим дисциплинам: Джняна-йога
Кундалини-йога Лайя-йога Йога Нидра Джьоти-йога Нада-йога Агиография
(жизнеописание святых – сиддхов, разных традиций) Первоначальные тексты
(сутры, тантры, упанишады, упадеши, пураны) В разделе текстов изучается более
80-ти различных первоисточников, сутр и тантр индуизма, тантризма, а так же в
качестве дополнительных буддизма, дзен-буддизма. Главное Учение, которого
придерживаются монахи – это Лайя-йога, эзотерическая линия учения сиддхов,
которая общепризнанно является вершиной и объединяющей сутью различных
религиозных традиций и имеет аналоги в буддизме как махамудра и
ануттара-тантра. Основной практикой в монастыре является путь вне метода, вне
концепций и усилий – анупайя, путь спонтанного созерцания, который заключается
в непрерывном поддержании особого медитативного, бдительного присутствия. Так
же большое внимание уделяется практике ежедневной сидячей медитации, что
привносит в практику монахов некий элемент дзенской атмосферы. В курс для
монахов входят углубленная практика Лайя-сиддхи (искусство самъямы),
включающая: овладение ясновидением, божественными способностями зрения и
слуха, знания прошлых и будущих жизней техникой быстрой ходьбы умением
увеличивать или уменьшать вес тела, левитация (дардри, бхучари сиддхи) умение
по своему желанию покидать физическое тело и путешествовать в тонком теле по
всем вселенным, звездам и планетам (кечари сиддхи) и входить в тело другого
(пракая правешана) умением сливаться с пятью элементами умение посылать своего
двойника и прибывать в разных местах (камачари сиддхи) умением менять свой
облик и по желанию принимать любой образ (виграха сиддхи) или исчезать, быть
невидимым умением обладать сверхсилой Монахи длительное время посвящают
уединенным практикам, где в спокойной обстановке, непрерывно занимаются
медитативным созерцанием. В свободное время монахи выражают свои медитативные
прозрения через творчество (поэзия, воспевание бхаджанов, постановка сцен из
жизни святых и сиддхов, танцы присутствия (Бхарат-натьям, Одисси)). Монастырь
занимается собиранием, переводами и издательством первоначальных текстов йоги
и тантры, и обучением практикующих мирян медитации. Два года монахи выполняют
базовые практики, три года практикуют сутру, три года – тантру и три года –
ануттара-тантру. Структура обучения разбита на три последовательных ступени,
охватывающих всю глубину учений монастыря. Раз в год монахи и послушники сдают
аттестационные экзамены по изучаемым дисциплинам. По результатам экзаменов
Монастырский совет присваивает им определенную ступень, подтверждающую
качество их знаний и достижений.
- К 2000 году открыты постоянно действующие йога-центры
Ашрама в городах Москва, Киев, Евпатория, Бердянск, Мариуполь, Одесса. В
настоящее время под руководством Свами Вишну Дэва в Ашраме обучается и
практикует 40 монахов и большое число мирских последователей из всех стран
СНГ. За время практики несколько учеников Свами реализовали глубокие состояния
Нирвикальпа-самадхи и в данное время самостоятельно обучают и проводят лекции
для последователей Ашрама в других городах. Свами Вишну Дэв провёл в ритритах
много лет, включая один сроком 2 года и 9 месяцев.
- Сейчас Свами Вишну Дэв проживает в «Дивья Локе» –
пространстве святой Дхармы, поселении практикующих монахов и мирян.
Свами Вишну Дев "Интервью" (word)
Свами Вишну Дев "Мистические Опыты"
(word)
Свами Вишну Дев "Песни и особые наставления"